barjaktarevic (barjaktarevic) wrote,
barjaktarevic
barjaktarevic

Categories:

Небольшой отчёт с Благовещенских чтений.

Преподаватель Воскресной школы при соборе в честь Владимирской иконы Божией Матери (город Лиски) Алексей Поповкин принял участие в секционном заседании XII Благовещенских педагогических чтений в Институте развития образования имени Н.Ф. Бунакова (Воронеж).

25-26 марта 2021 года в Воронеже состоялись традиционные Благовещенские педагогические чтения. В нынешнем году их тема была сформулирована в соответствии с общенародным юбилеем 800-летия Александра Невского: «Пример святого благоверного князя Александра Невского как защитника Отечества в духовно-нравственном воспитании детей и подростков». В первый день прошло торжественное пленарное заседание в Зале собраний Благовещенского кафедрального собора; на следующий день участников и гостей чтений принимал Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова, ведущий свою преемственность от Воронежского областного Института повышения квалификации и переподготовки работников образования. На протяжении последних десятилетий Лаборатория проблем духовно-нравственного просвещения ВИРО под руководством Татьяны Васильевны Дорофеевой (ныне – директора Православной гимназии св. Митрофана в Воронеже) заложила практические основы системы взаимодействия светских и церковных педагогов и просветительских организаций для достижения общих целей – создания ориентированной на исторические традиции России образовательной среды, преодоления разрыва в восприятии православных духовно-нравственных ценностей, возникшего в результате многолетнего разрушительного воздействия государственного атеизма на умы преподавателей и учащихся. Важной частью этой системы являются Благовещенские чтения, в рамках которых учителя государственных и церковных школ различных уровней делятся своими методическими находками, обсуждают интеграцию представлений о православной культуре в повседневную жизнь школ, регламентированную календарно-тематическими планами, все ещё несущими на себе следы не всегда продуманных реформ системы образования, следы излишнего увлечения опытом Запада в ущерб традициям российской педагогической мысли. Важной и острой темой на Двенадцатых Благовещенских чтениях стало преодоление всё возрастающей отчуждённости новых поколений от отечественной истории и русского слова. Вместе с тем, прозвучало и немало вдохновляющих примеров учительского служения, доказывающих реальность наших надежд на восстановление связи с прошлым – стоит только потрудиться, преодолеть равнодушие и рутину.
Работа Чтений 26 марта проходила в трёх секциях – дошкольного образования, начального образования и духовно-нравственного воспитания в средних и старших классах. Все секции был объединены тематикой, связанной с раскрытием образа Св. Александра Невского на уроках и внеклассных мероприятиях. На третьей секции прозвучало 12 докладов представителей Воронежа. Острогожска, Лисок, Новой Усмани, Грибановского, Павловского, Аннинского, Семилукского, Нижнедевицкого, Калачеевского районов.
Преподаватель Воскресной школы при соборе в честь Владимирской иконы Божией Матери и Регионального экономико-правового колледжа, кандидат исторических наук Алексей Поповкин представил вниманию педагогов доклад «Благоверный князь Александр Невский - потомок и родственник Святых: образ Св. Александра Невского в генеалогическом контексте на уроках в старшей группе воскресной школы». Алексей Александрович поделился опытом применения генеалогического подхода к усвоению на уроках в воскресной школе (старшая группа, 4-й класс) информации о житиях святых Бориса и Глеба, Довмонта (Тимофея) Псковского, Евфросинии Полоцкой – объединённых линиями родства с победителем сражений на Неве и Чудском озере. Таким образом, по мнению А. Поповкина, достигается включение Св. Александра Ярославича в родословный контекст династии Рюриковичей, в которой (только в ближайшем родственном окружении Св. Александра!) из 17 имён 12 принадлежат местночтимым или прославленным для общероссийского почитания угодникам Божиим. Опираясь на «Повесть о житии…» Св. Александра, летописные и иные документы (включая уникальную рукописную копию 1890-х годов Месяцеслова, созданного на Русском Севере в первой половине XVII века), автор доклада очертил несколько «родословных кругов» Св. Александра – от символических (библейский, греко-римский и византийский) и общеродовых (Св. Георгий-Ярослав, Свв. Борис и Глеб) до ближайшего – Св. Юрий Всеволодич, дядя Св. Александра, погибший от рук захватчиков-монголов, Св. Феодор Ярославич, родной брат Князя-героя, невеста Св. Феодора Св. Евфросиния Суздальская, сын Александра Ярославича Св. Даниил, внучка – преподобная Марфа и её муж Св. Довмонт, свойственница по линии жены Александра Ярославича Александры – Параскевы Брячиславны Св. Евфросиния Полоцкая (Александра приходилась праправнучкой родному брату Евфросинии)… Таким образом, по словам докладчика, образ Александра Невского становится в сознании учащихся более живым и доступным, преодолевается ложное впечатление об «одиночестве» героя в Древней Руси, его отчуждённости от собственной семьи и рода (впечатление, сложившееся под влиянием образа, сформированного в школьных учебниках). Вся эта генеалогическая информация, в конечном итоге, должна служить пробуждению у детей и подростков интереса к собственной семье, к её традициям, включая и память о Великой Отечественной войне. Кстати говоря, тема связи Св. Александра с военным поколением 1941 – 1945 годов – через повторное учреждение ордена Александра Невского в годы войны, а также через плакаты, книги того времени - затрагивалась многими докладчиками, в частности, помощником благочинного Новоусманского церковного округа И.О. Назаренко, а также преподавателем из Острогожска Л.М. Поповой. Л.В. Лаговчина, учитель истории из Семилук, подтвердила актуальность затронутой Поповкиным проблемы недостаточной жизненности формируемого в светской школе образа Св. Александра.
Кроме Алексея Поповкина, представителем Лисок на секции Чтений стал Данил Климов, специалист по работе с молодёжью Лискинского Промышленно-Транспортного Техникума. Большой интерес среди собравшихся вызвал изложенный им опыт актуализации жизни святых и героев прошлого (Св. Александра, Св. Феодора Ушакова) в рамках современных информационных технологий.
Представители Лискинского благочиния участвовали и в других секциях.
В целом, лискинцы получили ценный педагогический и духовно-нравственный опыт, который, с Божией помощью, принесёт пользу на нашем общем пути в образовательному пространству, соответствующему традициям российской цивилизации и русской православной культуры.

А.П.
Tags: Александро-Невский юбилей, личное
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author