Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

СПБСБО

Священномученик Савва (Трлаич). К 80-летию подвига (2)

Начало: https://barjaktarevic.livejournal.com/6216776.html
15 ноября 1908 года в Свято-Савском храме Мола состоялось венчание успешного семинариста Светозара Трлаича с Софией Писаров, 1891 года рождения. Епископ Темешварский (ныне город Тимишоара, в Румынии) Георгий (Летич) 6(19) января 1909 года рукоположил выпускника семинарии Трлаича во диакона, а на Савиндан того же года - во священника и назначил администратором прихода в Печкой. Сербский приход в австро-венгерской глубинке был бедным, требовались постоянные дотации. Находясь среди разноплемённого населения и испытывая на себе все перипетии отношений между Карловацкой Патриархией, Веной и Будапештом, священник Светозар Трлаич сумел поправить финансовое положение общины и построить новый приходской дом.
В 1910 году скончалась супруга о. Светозара, он стал размышлять о монашестве. Однако, епископ Георгий (Летич) решил пока не отпускать талантливого священника в монастырь и переместил его на другой приход - в местечко Башаид. Здесь о. Светозар встретил начало Первой мировой войны. Власти заподозрили его в нелояльности к Габсбургской династии и отправили в венгерский лагерь для "государственных изменников". Однако, осенью 1918 года империя Габсбургов распалась и о. Светозар вернулся в Башаид. Он принял участие в политической жизни Баната - как и многие священники-сербы, о. Светозар направлял приветственные телеграммы в адрес Принца-Регента Сербии Александра Караджорджевича, под эгидой которого 1 декабря 1918 года было провозглашено создание Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС),хотя формальным главой КСХС стал престарелый и измученный военными тяготами Король Пётр Первый. Границы Королевства оспаривались соседями - ему грозила опасность со стороны Болгарии, Румынии, Венгрии. В апреле 1919 года в Башаиде был создан сербский национальный комитет, сформировавший отряды самообороны на случай румынского вторжения. Священник Трлаич стал заместителем председателя комитета (За наш Банат//Застава, 12. 04. 1919). О политических взглядах будущего священномученика говорит его письмо в редакцию печатного органа Сербской Народной Радикальной Партии "Застава", отправленное в январе 1920 года. О. Светозар, которого партия Николы Пашича считала "ценным настоятелем" ("вредни парох"), сообщал, что прочитал прихожанам статью "Заставы" о бедствиях сербских детей-сирот в Далмации и встретил в высшей степени неравнодушное отношение. На вопрос о. Светозара о том, куда отправлять пожертвования, "Застава" ответила, что их необходимо посылать в Великий Бечкерек (ныне Зренянин в Воеводине), в Окружной комитет Государственной организации по защите детей и молодежи ("Државна Заштита Деце", см. статью "Воjвоhански одзив//Застава, 22.01. 1920). Стоит сказать, что и впоследствии, будучи викарным епископом при Патриархе Сербском, Св. Савва участвовал в помощи детям-сиротам и инвалидам.
1 октября 1919 года о. Светозар решился на неординарный шаг. Оставаясь приходским священником, он подал заявление о зачислении в студенты юридического факультета университета в Белграде. Юридические знания впоследствии пригодились Св. Савве - в период служения секретарём Синода Сербской Православной Церкви и викарием Патриарха. В 1924 году о. Светозар получил диплом - среди его профессоров были ключевые фигуры общественной и политической жизни Югославии межвоенного периода, например, Слободан Йованович и Милан Стоядинович. Экзамен на судейский чин о. Светозар выдержал в Загребе (подробности жизни Св. Саввы взяты мной из обстоятельной статьи Будимира Кокотовича "Пастирски рад светог свештеномученика Саве (Трлаjиhа) у Темишварскоj епархиjи" в журнале "Гласник: црквени часопис Српске православне епархиjе Темишварске" (Темишвар, 2015. С. 102 - 111) - А.П.).
В 1927 году о. Светозар был назначен Патриархом Димитрием референтом Синода, а вскоре - главным секретарём Архиерейского Синода...
Продолжение следует.
К.и.н. Алексей Поповкин.
РЛ

Священномученик Савва (Трлаич). К 80-летию подвига


4(17) июля 2021 года братская Сербская Церковь молитвенно почтила 80-летие страданий за Христа епископа Горне-Карловацкого Саввы, в мiру Светозара Трлаича. Святой Савва был, после многодневных пыток и истязаний, сброшен в яму на Велебите, где нашли свою смерть тысячи сербов. Их вина заключалась в том, что они крестились тремя перстами и читали на кириллице, в том, что хранили верность Его Величеству Королю Петру Второму и не желали признавать марионеточное "Независимое государство Хорватия" (Nezavisna Drzava Hrvatska - NDH), созданное пособниками Гитлера.
Но у Святого Саввы был ещё целый ряд "вин" перед усташами - пособниками нацистов. Ещё с 1919 года иерей Светозар Трлаич участвовал в сербском национальном движении в Воеводине, собирал средства для сербских детей в Далмации. Будучи ближайшим помощником Патриарха Варнавы (Росича), Владыка Савва поддерживал народное движение против вмешательства Ватикана в дела Югославии (так называемый "конкордатский кризис"). Владыка был лично знаком с Королём Александром Объединителем и выступал с яркими проповедями после убийства Короля платными агентами Гитлера.
Обобщая всё сказанное выше, можно подвести итог: для создателей и руководителей NDH была невыносима сама мысль о том, что Святитель всё ещё жив.
С 17 июня 1941 года начался путь Святителя на его голгофу. До нас дошли страшные подробности его последних дней в этом мiре:"Усташские палачи вывели владыку на поляну и там продолжили издевательства. Заживо содрав с него кожу, засыпали раны солью. Затем закопали в землю, оставив на поверхности только голову, принесли железную ржавую борону и «пахали» по его голове, пока мученик не умер. Что было дальше, не знаю. Вероятно, он был брошен в одну из многочисленных ям, в которых мученически окончили жизнь многие православные сербы".
https://drevo-info.ru/articles/13672437.html
...Далеко от мёртвых скал Велебита, в Сербской Воеводине, в исторической области Банат расположен маленький городок Мол. В 1884 году, 19 июля, здесь родился Светозар Трлаич. Множество поколений Трлаичей занимались крестьянским трудом на плодородной Паннонской низменности, но в том же Моле появился на свет и профессор Харьковского университета Григорий Трлаич (в немецких источниках Грегор Терлаич, +1811), убеждённый сторонник сохранения в сербской культуре церковно-славянского языка русской редакции, известного сербам ещё со времён Средневековья и непрерывно бытовавшего в Воеводине с первой четверти XVIII столетия, со времён легендарного Максима Суворова, в 1725-1736 годах поддерживавшего православное просвещение у сербов Подунавья.
Вообще, крохотный Мол (в лучшие времена насчитывавший 12 000 жителей) явил своеобразное чудо - за три века он дал Сербской Церкви трёх Архипастырей - Иллариона (Радонича, +1932), Св. Савву (Трлаича) и Лукиана (Пантелича).
Отца будущего Святителя звали Стеваном, мать - Латинкой. Благодатная помощь основателя независимой Сербской Церкви Св. Саввы сопровождала Светозара Трлаича со дня крещения в Свято-Савском храме Мола. В 1904 году Светозар успешно окончил гимназию в Сремских Карловцах (будущем центре Русской Православной Церкви заграницей). В том же году его имя, судя по всему, впервые появляется на страницах повременной печати: в журнале "Српски Сион" (1904, бр. 19, с. 577) отмечалось, что Светозар Трлаич, представитель диоцезии Темешварской Карловацкой Патриархии, 19 сентября (2 октября) присутствовал на открытии нового здания общежития для воспитанников духовной семинарии, воздвигнутого попечением Патриарха Георгия и сотрудников фонда Саввы Текелии.
Продолжение следует...

Алексей Поповкин.
портрет

С именем Великого Князя - против нацистов (апрель 1941 г.).

Эмблема Четвёртого Великого Князя Константина Константиновича Кавалерийского полка Армии королевства Югославия (1939 г.)

"Иосиф С. Химмельрайх, работник типографии из белграда, призван 2 апреля 1941 года как резервный кавалерийский поручник (совр. классификация - лейтенант) Четвёртого кавалерийского полка и отправлен на участок Петровград - Янкин Мост, до сих пор не возвратился домой и не дал о себе знать..." - переведено мной с сербского.
Београдске општинске новине, 30. април 1941 г.
А.П.
портрет

Православная цивилизация - это когда с именем нашего Царя идут в бой за тысячи километров от нас!


"Его Императорское Величество Царь Николай Второй, покровитель Балканского союза"

Полковой праздник 16-го пехотного полка имени Императора Николая Второго Армии Королевства Сербия

Русские сёстры милосердия в Белграде

Из газеты "Балкански рат у слици и речи", 1912-1913.
Святые Царственные Страстотерпцы, защитники Православия, молите Бога о нас!
РЛ

Идея "Отечества" в средневековой Руси

Что общего у св. Петра Муромского и св. Александра Невского, кроме отдалённого родства (первый принадлежал к Черниговским Рюриковичам, второй - к Владимиро-Суздальским) и жизни в одну эпоху (когда скончался св. Петр, св. Александру было 7 лет)?
В житии св. Петра (третья редакция по публикации Кушелева-Безбородко) есть грандиозное предисловие, посвящённое тайне Пресвятой Троицы. Это предисловие непосредственно связано с тринитарными спорами XV - XVI веков (противостояние Схарии, Башкину и Косому). Я бы дерзнул назвать предисловие словесной аналогией иконы "Отечество" (Троица Новозаветная), а само слово "отечество" встречается у автора жития свв. Петра и Февронии Ермолая=Еразма (которому принадлежит "Большая Трилогия", посвящённая Св. Троице). В монастыре, где находились мощи св. Александра Невского во Владимире, ещё в 1736 году находилась многофигурная икона с композицией "Отечество" - Троица Новозаветная.
РЛ

Новые находки христианских древностей на Суздальском Ополье

Полевые работы 2020–2021 годов пополнили суздальскую коллекцию христианской металлопластики редкими предметами. В их числе – три подвески в виде фигур Архангела с распростертыми крыльями и руками, сложенными на груди (XII – первая половина XIII в.), круглая иконка с изображением Богоматери Оранты в складчатых одеждах (XII в.– первая половина XIII в.) и иконка с полукруглым завершением, несущая изображение Архангела с жезлом и державой (вторая половина XIII – XIV в.). Два последних типа образков ранее не были представлены на памятниках Ополья.
Прототипы подвесок в виде фигур Архангелов и круглой иконки с изображением Богоматери Оранты существуют в византийской художественной традиции, но сами образки производились на Руси и бытовали как на Юге, так и на Северо-Востоке. Новые находки на суздальских селищах подкрепляют сделанные ранее наблюдения о широком бытовании металлических образков с различными иконографическими типами изображений в центре Суздальской земли, а также позволяют составить более точную общую картину распространения различных типов металлических образков XII–XIV веков на Руси и на сопредельных территориях.
https://годнауки.рф/news/1441/?utm_source=Yandex_Net&utm_medium=CPC&utm_content=All18-55Science&utm_campaign=nauka&yclid=3412144237608483890
Смайло

Сказочник Герберштейн

Немало посмеялся с чтения "Записок о Московии" Сигизмунда Герберштейна. Я и не думал, что это такой первоклассный брехун. Прямо предшественник барона Мюнхгаузена. Шедевральное описание похода хана Махмет-Гирея на Москву в 1521г.: русские откупаются от татар-мусульман спиртными напитками; Василий III пишет грамоту о том что будет "вечным рабом хана", но хан эту грамоту забывает в крепости при уходе "в Тавриду" (и она достаётся русским)... Особенно смешно звучит сетевой маркетинг XVI века - реклама немецких оружейников. Печально, что впоследствии враки Герберштейна воспринимались на полном серьёзе. Впрочем, среди моря вранья встречаются и островки ценной информации. Например, Герберштейн подчёркивает, что поход 1521 года случился во время продолжавшихся боевых действий между Русью и Литвой. То есть, крымский хан, вассал Оттоманской порты, действовал в союзе с "христианским" королём Польши и великим князем Литовским (Сигизмундом Первым Ягеллоном "Старым").

Карел Крамарж: "Россия должна жить и дышать!" (1 марта 1921 года)

Листаю гласило Сербской Народной Радикальной партии, "Заставу". Интервью Крамаржа, премьера Чехо-Словакии. "Россия должна иметь выход в Чёрное море и контролировать Кавказ, и мне всё равно, кто это осуществит - большевики или Деникин!"
100 лет назад "Земанов" было больше. "Земанами" был почти весь чешский и словацкий народ.
Смайло

Трудно сохранить лицо, когда сняли трусы. Но Земан пытается.

Земан в интервью радиостанции F1 заявил со ссылкой на главу Минюста, что взрывы во Врбетице могли быть устроены с целью скрыть недостачу хранившихся там оружия и боеприпасов. «Я спросил Бенешеву, какова третья версия случившегося. Она сообщила, что речь может идти о сокрытии недостачи во Врбетице», — заявил Земан. Президент также добавил, что не является сторонником ни одной из версий произошедшего.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60a22bd69a79474b3acc85d1?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Земан, скорее всего, прав, но трусы с Чехии американцы уже сняли и унесли. И возвращать не собираются. 1938 год, но в виде фарса.