Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

портрет

Понятие "всеобщности" в теории и практике начального образования в Российской Империи

Идея всеобщего образования в Российской Империи неоднократно выдвигалась различными общественно-политическими силами. Уже в 1880-е годы сложилось два основных течения в рамках обсуждения вопроса о всеобщем образовании. Оба эти течения выступали за всеобщее образование, и оба течения воспринимали этот социальный институт не как цель, но как средство. На этом сходство между течениями заканчивалось. Либералы и революционеры видели во всеобщем образовании инструмент "освобождения" новых поколений от религиозно-национального самосознания и привития космополитически-прогрессистских идей (о частностях спорили ожесточённо, но против Церкви и государства шли совместно). Консервативно-патриотические силы, крупнейшими представителями которых были С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев и С.И. Миропольский, видели во всеобщем образовании отражение христианской традиции (Миропольский указывал на пример Свв. Кирилла и Мефодия), и выступали за внедрение всеобщего образования в России с целью укрепления начал православной государственности и национального самосознания. После 1884 года, с введением "Правил о церковно-приходских школах", начался бурный рост грамотности и число школ увеличивалось с каждым годом, в 1910-е гг. - вводилось в строй по несколько сотен школ в год. Фактически, "Правила" 1884 года были первым реальным шагом для введения всеобщего образования.
Однако, либеральная общественность, нашедшая себе опору в земстве, стала создавать собственную систему начальных школ. В результате, к 1900 году в России существовало 2 независимых друг от друга системы начального образования - церковная и земская. Затем начали формироваться так называемые школьные сети, которые должны были стать фундаментом всеобщего образования. В каждом уезде существовал или разрабатывался план по введению школьной сети, т.е. всеобщего начального образования. В Российской Империи не существовало правительственных планов ввести всеобщее обучение на всей территории государства одномоментно, те, кто пытается оспорить факт существования всеобщего начального образования в Российской Империи, не понимают природы нашего национального государства. Всеобщее образование должно было вводиться постепенно, органически, а не механистически, вводиться по мере готовности каждого уезда и губернии. Земства тормозили этот процесс, отказываясь включать церковно-приходские школы в школьные сети. Одновременно в Государственной думе разрабатывались законопроекты о полной передаче церковно-приходских школ в руки земств, под вывеской Министерства народного просвещения. Разумеется, ни Св. Государь Николай Александрович, ни консервативное большинство Государственного совета не могли бы принять такое законодательное предположение, в рекламных целях получившее заманчивое название вроде "О введении всеобщего обучения".
Несмотря на саботаж со стороны земств и либеральных партий в Госдуме, всеобщая (церковно-приходская) школа продолжала развиваться вплоть до 1922 года (с 1918 г. - разумеется, только на территории Белых правительств). Большевики, как и меньшевики и кадеты, воспринимали государство и общество механистически. Русский народ был для них "человеческим материалом", который можно осчастливить одномоментным законодательным актом. Именно механистическое восприятие школы лежало в основе советского "ликбеза". За ускоренное распространение грамотности мы заплатили слишком дорогую цену. "Ликбез" привёл к дискриминации уже имевших грамотность крестьян и рабочих. Фактически, РСФСР в эпоху НЭПа получил 2 типа грамотных людей - "старых грамотных", во многом воспитанных на религиозно-национальных принципах, и "новых грамотеев", напрочь лишённых симпатий к родному народу и любивших абстрактный "международный пролетариат". Положение несколько улучшила только школьная контрреформа 1930-х годов, когда был возвращён хотя бы обглоданный скелет дореволюционной гимназии и государственный патриотизм (тоже подвергнутый вивисекции, когда герои Отечества были разделены на первый сорт - декабристы, Герцен, - и второй; созидателей- государственников уравняли в правах с "первым сортом" только в годы Великой Отечественной войны).
"Старые грамотные", пережив лагеря и тюрьмы, доживали свой век и даже в 1960-е годы продолжали писать с ятями и фитой. Кстати, ять частично реабилитировали, стыдливо переименовав её в "твёрдый знак". Даже мне, родившемуся в 1981 году, приходилось в 1988-1989 гг. видеть уродцев такого толка : "ОБ"ЯВЛЕНИЕ". Это и были рудименты эпохи "ликбеза"...
А.П.
портрет

Находки из мелового карьера

Мел неоднороден. Это знает каждый, кто хоть раз выходил к доске и пытался что-либо изобразить при помощи кусочка меловой породы - до наступления тех времён, когда в школах распространились мелки из однородной меловой пасты. У нас в школах и училищах очень долгое время пользовались мелом из своего районного карьера - благо, через реку лежат тысячи тонн прекрасного мела. Так вот, те, кто помнит старую школу, помнят и досадное ощущение при звуке чирканья мелка о доску - столько стараний, и ничего не вышло! Это чирканье - часто своего рода прощальный голос минувшего, последняя точка, поставленная рукой школьника в длительном посмертном существовании окаменелости. Мне однажды в мелу попалась целая конструкция в виде трубки (я бы сравнил её с трубчатой костью, но белой как молоко и довольно большой - со старую трёхкопеечную монету в диаметре). Тогда я не обратил на это особого внимания...
Годы шли, карьер работал, город обрастал новостройками. По улицам шли колонны автомобилей с мелом и щебнем. В мелу попадаются как мягкие фракции (писчий мел), так и твёрдые (известняк, вкрапления гранита, кремня). Щебёнка из кремня и известняка (а то и песчаника) осыпалась из кузовов. Вместе с ней попадали на обочины дорог и окаменелости...
Представленные ниже образцы - буквально подобранные под ногами, на обочине дорог в разных районах города Лиски. Предположительно, это аммониты.
Вот два практически идентичных по форме образца. Особенность раковины в том, что ребристость не продольная и не поперечная, а пересекает стенку как бы по диагонали. Правда, ребристости этой осталось мало, и иногда кажется, что она продольная - вдоль витков. Но уж точно не поперечная, как обычно мы представляем у аммонитов.


А вот что получается, когда камень раскалывается, разделяя окаменелость по продольной линии:

Всё это в пределах 2-2,5 см в диаметре.
Смайло

Школьники, сэр!

Авторы измененного символа, по-видимому, хотели пошутить над тем, что Трамп увлекается игрой в гольф, и намекнуть на скандал о его связях с Россией.
Необычный вид президентской печати заметили участники мероприятия, и изображение ее быстро попало в СМИ. Между тем, как пишет газета, до выступления Трампа на экран проектировалась настоящая печать, символ в оригинальном виде также присутствовал на кафедре, за которой стоял глава государства.
Официальный представитель Белого дома заявил изданию, что до того, как измененный символ президента появился на экране, представители администрации не видели его. Представитель некоммерческой организации Turning Point также заявил, что не знает, как изображение оказалось на экране. По его словам, возможно, ошибку совершила команда, которая отвечала за звуковое и видео сопровождение мероприятия.
https://ria.ru/20190725/1556859404.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Будем знать - демократические faggots набирают в свою гоп-команду детей.
Впрочем, они всегда любили детишек. Не так ли, Харви?
портрет

Св. Митрофан (Краснопольский) о необходимости защиты церковно-приходской школы (1917 г.)

"Борьба за конфессиональную школу ведётся не только у нас, но и в других странах. Это - борьба за влияние на народную душу. И замечательно, что все государства, сильные своей государственностью, крепко держатся за конфессиональную школу... У нас идёт борьба, глухая и упорная, и не со вчерашнего дня. Третья Государственная Дума всё время вела борьбу за право существования церковно-приходской школы. Поход против церковно-приходской школы в Государственной Думе коренился на недоразумении... Программа церковно-приходской школы не ниже министерской. в экономическом отношении это самая дешёвая школа. На постройку школы Министерство и земство истратят не менее 4000 рублей, а приходский священник сумеет обернуться и устроить её за 2000 рублей. И когда всё это мы выяснили в Думе, противники её должны были уступить, и стали отпускать средства на её нужды из Государственного Казначейства. Остались фанатики, враги церковно-приходской школы, которых не убедить никакими доводами. Особенно трагично ныне положение земских деятелей. Они всё время говорили: "наша" школа, "ваша" школа. Теперь они пожалеют о своём походе против церковно-приходской школы. Явились новые деятели, которые устранили их от школы, и "их" школа от них ушла... Если произойдёт слияние церковной школы с приходом, она будет крепка. Даже если её ныне и отберут, она, несомненно, возродится вновь (что и произошло в 1988-1989 гг. - А.П.).
Нам нужно ныне протестовать перед Правительством против передачи школы в ведение Министерства. Нужно указать, что закон издан в переходное время, когда во главе страны стояло Правительство, не облечённое полнотою всех прав, издан без рассмотрения Государственной Думы, скоропалительно. Поэтому мы должны сказать, что этот закон должен быть приостановлен в своём действии и подлежит пересмотру"
28 сентября 1917 г.
Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.2. М. 1994. С. 112.
портрет

Из Праги в Ростов Великий. Пропавший брат-близнец Карлова университета. Я это помню, так что вам...

В XIV веке учёба в (Карловом) университете проходила в основном на лекциях и семинарах. Студенты читали и конспектировали труды признанных учёных и писателей Древного мира и средневековья. Большое внимание уделялось ораторскому искусству и умению устно выражать свои мысли. Свои идеи студенты и преподаватели выражали на диспутах...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82
Вот именно так же происходило обучение в Григорьевском затворе в Ростове Великом, согласно житию Св. Стефана Пермского. Кстати, и в Ростове, и в Праге учащиеся давали обет безбрачия.
Григорьевский затвор, между прочим, старше Карлова университета на 130 лет. Когда Роберу де Сорбону было 14 лет, в Ростове Великом студенты уже корпели над греческими рукописями, латинские переводы которых де Сорбону ещё только предстояло изучить.
Я это помню, так что в учебники помещать необязательно.
РЛ

Блокада:сербские детские сады в Косовской Митровице останутся без тепла в морозные дни.

Председник Привременог органа Општине Косовска Митровица Александар Спирић рекао је да ће Градска топлана која снабдева енергентима вртиће, школе као и студентске домове у року од два дана, ако не реши проблем са мазутом, бити принуђена да обустави рад.
Спирић је рекао да могућност да топлана престане са радом додатно уноси забринутост, пренела је РТС.
"Учинићемо све напоре да у што краћем року, уз подршку ресорног министарства, решимо тај проблем", додао је он.
http://www.pravda.rs/2018/12/17/kriza-u-kosovskoj-mitrovici-vrtici-skole-i-studentski-domovi-ostaju-bez-grejanja/

Председатель Временного исполнительного комитета общины Косовская Митровица/АП Косово и Метохия, Сербия, Александр Спирич заявил, что городская ТЭЦ, снабжающая теплом детские сады, школы и студенческие кампусы, в ближайшие дни столкнётся с нехваткой мазута и будет вынуждена прекратить работу.
Это внушает ещё большую озабоченность относительно судьбы населения сербской части города, заметил Спирич. Он пообещал предпринять все усилия для того, чтобы энергетический коллапс в городе был предотвращён.
Нехватка мазута на ТЭЦ в Косовской Митровице является одним из последствий введения в ноябре 2018 г. стопроцентных пошлин на продукцию из Сербии, ввозимую в т.н. "республику Косова". Фактически это означает блокаду сербских общин. Наблюдаются перебои с поставками прессы в сербские анклавы, ощущается нехватка продовольствия и лекарств. Сербы устроили несколько митингов протеста в Косовской Митровице.
Сегодня Александр Вучич заявил о том, что в случае нападения на сербские общины т.н. "армии Косова" Сербия будет защищать своих граждан всеми доступными средствами. Священный синод Сербской Православной Церкви одобрил борьбу сербского правительства за право и возможность косметских сербов жить на родной земле.
По материалам сербских информагентств.
Алексей Поповкин.
портрет

О взятии Батыем Будапешта и других подобных "подвигах".

Пришлось мне на днях перечитать один учебник истории... Не буду говорить, кто его написал, скажу только, что это ухудшенная версия позднесоветских учебников по истории для средней школы, объединённых под одной обложкой. Дочитать мне его удалось только до момента, так сказать, героико-патетического, с оттенком грусти. А именно - до истории о покорении ханом города ... Будапешта. После этого я захлопнул книгу и с воем выскочил из аудитории. Хорошо, что студентов рядом не было, а то бы сочли, что препод умом тронулся.
Авторам учебника нужно было пару раз сделать жмяк мышою, чтобы узреть: Город Будапешт образовался в 1873 году в результате слияния нескольких венгерских городов: Пешта, расположенного на восточной стороне реки Дунай, Буды и Обуды, занимающих западный берег Дуная (да пребудет с ними википедия)...
Батый, умерший в 1255/1256 гг. (википедия) , увы, ну никак не мог взять город, основанный в 1873 г. На самом деле, Батый взял крепость Буду (если она тогда существовала), а также тогдашнюю столицу Венгрии город Эстергом (Острегом, Гран). Так что в учебнике нужно было писать - "Батый взял штурмом ряд крепостей, включая Буду" или "Батый взял столицу Венгерского королевства Эстергом, а также Буду и ряд других крупных городов". Что интересно, о фактической столице Польши в XIII веке - Гнезно - авторы учебника знают и глупости вроде "Батый взял польскую столицу Варшаву" не пишут.
Господа коллеги-историки! Советские учебники были далеко не идеальными. Пожалуйста, не делайте их ухудшенные копии! И особенно - не называйте эти плохие копии НОВЫМИ учебниками!
Ещё пришлось мне, разгребая в сарае залежи старых советских журналов и газет, встретить статью о "русской красавице" Евпраксии Рязанской, погибшей в 1237 году (Алова Г. Возрождение красоты. //Неделя. 1980. №40). Но Св. Евпраксия не была русской по крови (красавицей была - это верно). Скорее всего, она родилась полугречанкой-полуфранцуженкой (либо чистой гречанкой, если из рода Ласкарис-Ангелос-Каматир), а по гражданству - была византийской принцессой.
портрет

Посещение Императрицей (тогда Цесаревной) Марией Царскосельского училища.

"В зданиях Царскосельского Училища девиц Духовного звания окончена внутреннею отделкою церковь и освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы Митрополитом Санкт-Петербургским, в присутствии Их Императорских Высочеств Государыни Цесаревны и Государыни Великой Княжны Ольги Николаевны, 18 марта (1849 года)... Государынею Цесаревною принесено в дар церкви Царскосельского Училища драгоценное Евангелие и материя на церковное облачение... "(Извлечения из отчёта Обер-прокурора... 1850.С. 69, 72).
Святая Государыня, благочестия Венценосная хранительнице, моли Бога о нас!
СПБСБО

Забытый ревнитель церковно-славянского языка. Иван Иванович Солосин.

В Славянском обществе. «Новое время». 1916. 15 (28) февраля.
"Преподаватель и учёный филолог Иван Иванович Солосин прочёл доклад в славянском обществе на тему защиты церковно-славянского языка. По мнению Солосина, самобытность нашей культуры «заключается в нашей древнерусской письменности, язык которой, по преимуществу церковно-славянский. Отсюда – важность церковно-славянского языка, как средства приобщения к своей культуре, усвоение которой необходимо для национального воспитания. Кроме того, многообразно так же значение церковно-славянского языка и как языка богослужебного. Как таковой, он объединяет русские наречия и племена, так сказать, на нейтральной почве. Выводы из доклада: нужно беречь церковно-славянский язык, как язык церкви и богатой нашей древней письменности; нужно дать ему подобающее место во всех школах, привить учащимся любовь к нему, сознание важности его. В беседе после доклада приняли участие академик А.И.Соболевский, профессор И.Е.Евсеев и профессор А.А.Дмитриевский".
И.И.Солосин родился в 1875 году в Астраханской губернии в семье обедневшего мещанина, который зарабатывал на жизнь плотницким трудом. Иван Иванович получил первоначальное духовное образование, некоторое время служил псаломщиком, однако, в связи с невозможностью получить диаконское или священническое место в 1901 году перешёл в светское звание и в дальнейшем занимался педагогической деятельностью, а также сотрудничал в Российской Академии наук, совершал этнографические экспедиции. В настоящее время на своей малой родине Солосин широко известен как основатель Астраханского областного архива в первые послереволюционные годы. Последний период жизни Иван Иванович провёл в Ленинграде, где и скончался в 1938 году, насколько можно судить, своей смертью. Однако за пределами Астраханской области имя Солосина практически почти не известно. Между тем, в 1915 году он выпустил учебник русского и церковно-славянского языков - «Начальный курс истории русского языка в связи с древнецерковнославянским», который удостоился премии и хорошего отзыва в министерстве. А также весьма подробной, хотя и весьма пристрастной рецензии академика Карского, редактора "Русского филологического вестника", выходившего в Варшаве. Судьба Солосина показывает нам одну социологическую закономерность: хотя в дореволюционной России действовало правило, согласно которому в университеты могли поступать без экзаменов только люди, окончившие классические гимназии, однако имелась ещё одна возможность сделать хорошую карьеру: в университеты поступали и бывшие семинаристы, а окончить семинарию выходцам из социальных низов было намного легче, чем классическую гимназию (Солосин, впрочем, должен был сдать экзамен на аттестат в классической гимназии, что успешно и сделал, не учась в ней). Выходец из социальных низов Солосин в 1916 году оказался в числе докладчиков в организации, председатель которой в конце того же года был назначен в верхнюю палату российского парламента. Так что, в Российской империи социальные лифты продолжали работать перед самой революцией.
Кстати говоря, Астрахань в послереволюционные годы стала местом притяжения не только Ивана Солосина, но и упомянутого в заметке Алексея Афанасьевича Дмитриевского (они были земляками).И было бы крайне любопытно узнать, встречались ли Иван Иванович и Алексей Афанасьевич в те бурные годы. Если это произошло, то подобное событие добавило бы определённый оттенок в общую картину послереволюционную судьбу деятелей Славянского общества: ведь и Солосин и Дмитриевский в конце концов избежали гибели в тисках революционного террора.
А.П.