Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

Ромейская

Кирилло-Мефодиевское наследие в средневековой Венгрии.

Известно, что Великая Моравия, где проповедовали Свв. Кирилл и Мефодий, погибла под ударами кочевников-мадьяр, предков современных венгров, в 906-907 годах. Территория погибшего государства была разделена между Венгрией, немцами и чехами, а крайняя восточная часть, Закарпатье, вошла в состав Киевской Руси. Позднее в составе Чешского королевства и «Священной Римской империи германской нации», а также и в Австрийской империи в XIX веке Моравия существовала в виде феодального владения, австрийский император носил титул маркграфа Моравского. Однако, моравские церковные традиции, укоренённые Св. Братьями, в Средневековье сохранялись далеко за пределами маркграфства, вплоть до Тисы и Карпат. Об этом свидетельствует русинский историк доктор Василий Гаджега (1863-1938), опубликовавший в журнале «Подкарпатская Русь» (за 1 июля 1924 г.) статью «Греческие и русские монастыри под Арпадовичами» (Арпады – средневековая венгерская Королевская династия). Краткое изложение этой статьи предлагается вниманию благочестивых читателей.
По его словам, можно определённо утверждать о существовании в Венгерском королевстве следующих греко-славянских монастырей:
1). Обитель в Марошграде (Марошваре, Оросланоше);
2). Монастырь в Вышеграде;
3). Аббатство Св. Димитрия;
4). Монастырь Св. Димитрия на Саве – все перечисленные были мужскими;
5). Женский монастырь близ Тихоня на полуострове Болотенского озера (Балатон),
6) Монастырь в Тормове, и 7) Монастырь Грушевский.

Обитель в Марошграде основал болгарский князь (хан) Охтум, потомок князя Глада, владевший землями по рекам Морош (Муреш), Белый Кевреш, Ольт и Тиса. Здесь нужно пояснить, что тюрко-болгары первоначально были кочевниками (при ханах Круме и Омортаге) и занимали пространство от берегов Чёрного моря и нижнего Дуная до Белграда и Карпатских гор. Постепенно смешиваясь со славянами в бывшей римской провинции Мезии, болгары перенимали славянский язык и обычаи и окончательно слились со славянами, образовав средневековую народность дунайских болгар (предков современных жителей Болгарии), при хане св. Борисе, крестившем свой народ. В этой Болгарии проповедовали Свв. Кирилл и Мефодий и их ученики. Однако, другие общины болгар, жившие за пределами Мезии, в Паннонии и Иллирике, влились в другие славянские и неславянские народы: болгары Потисья вошли в состав венгерской, русинской и словацкой народностей. Именно об этих болгарах говорится в статье доктора Гаджеги; впрочем, во времена Охтума потисские и причерноморские болгары ещё ощущали национальное единство. Хан Охтум принял Св. Крещение по греческому (Кирилло-Мефодиевскому) обряду в Видине, в нынешней Болгарии, и принёс присягу на верность Византийскому Императору Василию II. Охтум воевал против Св. Стефана, Короля Венгрии, и был побеждён им, на месте ставки хана Св. Стефан основал Чанад и Чанадскую епархию (в 1028 году). Кстати говоря, Стефан (Иштван) старался поддерживать хорошие отношения и с греками, и с немцами, но для воспитания девушек из аристократических семей пригласил всё же именно греческих монахинь, поселив их в Веспрёме. Кроме греческого языка, знал Иштван и церковно-славянский, на дорожной сумке Св. Стефана была вышита славянская надпись: «Буди, Господи, милость Твоя на нас».
Ещё когда Охтум владел своими землями, он задумал основать греко-славянский монастырь и создал обитель Св. Иоанна Крестителя, переселив туда монахов из Дунайской Болгарии. Воевода Чанад (по имени которого Св. Стефан назвал город), занявший земли Охтума после его гибели, основал монастырь Св. Георгия на Оросланоше. В Георгиевский монастырь он переселил монахов из Марошграда, а более богатый и старый Иоанновский монастырь передал западным монахам – бенедиктинцам. Хотя Венгрия уже отдалялась от Византии, но совсем порывать связи с Константинополем Арпадовичи не хотели: Венгрия тогда граничила с Византией, да и православных подданных ещё и в XII веке в Венгрии были сотни тысяч. Но в 1204 году западные рыцари взяли и разорили Константинополь, что самым неблагоприятным образом повлияло на судьбу православных греков и славян в Венгрии. Георгиевский монастырь в Оросланоше в середине XIII века был передан монахам латинского обряда – бенедиктинцам, пострадал от нашествия монголо-татар и был упразднён католическими церковными властями Венгрии в период между 1256 и 1280 годами.
Монастырь в Вышеграде был основан Королём Андреем (Андрашем) Первым Арпадом (1046-1060) из любви к своей супруге, Анастасии, дочери Св. Георгия – Ярослава Мудрого, Великого Князя всея Руси. Анастасия пригласила в Вышеград монахов из нынешней Киево-Печерской лавры (нужно заметить, что венгерский Вышеград напоминает по имени Вышгород – пригород Киева). Греческие и русские монахи жили в Вышеграде до 1221 года, когда их монастырь был передан католикам.

Бенедиктинское аббатство Тихани.
Та же Анастасия основала женский монастырь у Тихоня на Балатоне. В нём жили русские монахини, о чём свидетельствует древнее название посёлка при монастыре – Русский Камень (Oroszko). В 1093 году Король Ладислав (Ласло) Арпад подтвердил права и привилегии русского монастыря в Тихоне. Король Геза Первый (1074-1077 гг.), женатый вторым браком на православной гречанке Синнадене, племяннице Императора Византии Никифора Вотаниата, упоминает в одной из своих грамот о монастыре в Тормове, который, возможно, тоже был основан Анастасией Ярославной. В этом женском монастыре нашли приют в 1055 – 1057 годах иноки и инокини Кирилло-Мефодиевского обряда, изгнанные из Чехии Королём Спытигневом II, сторонником Германии и латинского обряда.
Скажем кратко о других монастырях Кирилло-Мефодиевского обряда в Венгрии. Аббатство Св. Димитрия на реке Саве в 1218 г. имело три общины: греческую, венгерскую и славянскую, в каждой совершалось Богослужение на своём языке. Настоятель назначался Константинопольским Патриархом. Греки покинули обитель в 1334 году, а через 10 лет его передали католическим монахам. Был ещё один греческий монастырь Св. Димитрия, основанным палатином (наместником Короля) Радовым 4 июня 1057 года. В XIII веке он тоже был взят католиками.
Грушевский монастырь в Марамороше, на Карпатской Руси, существовал в 1241-1262 годах, в нём Литургия совершалась по церковно-славянски.
В XIII – XIV веках греческое и славянское Православие на руинах бывшей Великой Моравии пришло в упадок, но полностью не исчезло: на юге Венгрии, по границам Боснии, Православие поддерживалось в бывших землях Св. Стефана Драгутина Неманича; историческим центром сербского Православия в Венгрии до начала XX века был Св. Андреев Град (Сентендре). Центром русского Православия в Венгрии с 1803 года и по сей день является Ирем. Таким образом, несмотря на гибель Великой Моравии, в её коренных землях Кирилло-Мефодиевская традиция не пропала, а поддерживалась усилиями болгар (Охтума), греков, сербов (Св. Драгутина), монахов русского Киево-Печерского монастыря и русских Князей и Княгинь, породнившихся с Королевским Домом Арпадов.
Святые Равноапостольные Мефодий и Кирилл, со учениками своими и Святыми Киево-Печерскими, молите Бога о нас!
Алексей Поповкин.
Примечание. Об Охтуме (Айтоне) читаем:
Землю от реки Марош до крепости Оршова занимал вождь по имени Глад, который пришел из крепости Видин, и помогали ему куманы (половцы - А.П.): от его потомка произошел Айтонь, которого много позже, во времена святого короля Иштвана, убил Чанад, сын Добоки, племянник короля, в замке Айтоня на Мароше ибо Айтонь во всем ополчался против упомянутого короля. Король пожаловал Чанаду за его верную службу жену и замок Айтоня со всем к нему относящимся, ибо у добрых господ в обычае одаривать верноподданных. Этот замок ныне называется Чанад.
GESTA HUNGARORUM: http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Gesta_Hungarorum_II/frametext2.htm
РЛ

Послание русским из монастыря Драганац

В Драганце отец Григорий верно служил. По сей день в народе жива память о «русском игумене», который много любил «своих милых сербов». Старики рассказывают, как он смело ездил верхом, раздавал детям сладости и деньги, восклицая: «Да здравствует братская Россия!» Народ помнит его не показную храбрость и мужество: игумен рисковал своей жизнью, защищая монастырское имение – сначала от шиптаров, а потом от коммунистических властей. Архимандрита Григория предупреждали, что его смелость может плохо для него закончится. Однажды на такое предупреждение, это было во время войны, он ответил: "Если меня убьют албанцы, похороните меня по восточную сторону церкви, и когда станут греть первые солнечные лучи солнца со стороны моей матушки России, пусть они согреют и мою могилу".
Но похоронен отец Григорий в другом месте: в 1949 году его переместили в Славонскую, а потом вскоре в Браничевскую епархию. 16 августа 1967 года в Пожаревацкой городской больнице отошёл ко Господу этот Его верный слуга. Да, этот игумен много страдал – и о Сербии, и о России, переживая страшные бедствия, которые испытывали наши народы. Можно сказать, что его сердце было распято – он молил Христа сохранить нас в верности Ему, научиться жить по-божески, любить друг друга, прощать своих врагов. Надеемся, что это у нас получится.
Православный народ Косовского Поморавья, прихожане монастыря Драганац.
https://ruskline.ru/analitika/2020/05/18/pozdravleniya_iz_kosovo_i_metohii
портрет

21 год назад. Взорванные могилы.


Одним из событий, которые отметили эту короткую и сжатую историю города, была бомбардировка большого городского кладбища в Приштине. Одна из бомб попала в могилу благотворителя Православной церкви Живко Хаджи-Трайковича и выбросила его каменный памятник прямо рядом с разрушенной часовней. Кратер глубиной в несколько метров, потрескавшаяся и обожженная земля, а на ее краях останки погибшего. Край этого кратера встретил профессора Митру Рельич, которая решила написать, сфотографировать, изучить и засвидетельствовать, что десятки тысяч надгробий в Косово и Метохии, в том числе из древнейшего периода, исчезли.
http://www.politika.rs/scc/clanak/450742/Bomba-iznad-zivota
портрет

В актовом зале Владимирского собора состоялось мероприятие, посвященное Дню православной книги

Клуб "Душевная вечеря" в рамках проекта "Великая победа: наследие и наследники" провел интересную и содержательную беседу.
В ходе встречи участники клуба познакомились с биографией архимандрита Кирилла (Павлова), в годы Великой Отечественной войны сражавшегося под Сталинградом, а впоследствии принявшего монашество и исполнявшего послушание духовника братии Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. После общей молитвы настоятель собора в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Завгородний произнес краткое вступительное слово, в котором коснулся значения Священного Писания и православной литературы в целом в жизни верующего человека.
Затем председатель клуба "Душевная вечеря" кандидат исторических наук Алексей Поповкин представил биографический очерк об архимандрите Кирилла, составленный на основании трудов архимандрита Макария (Веретенникова) и воспоминаний самого старца, прозвучавших 2 декабря 1998 года в стенах московских духовных школ. Алексей Александрович поделился также впечатлениями от личной встречи со старцем 21 августа 1997 года. В свою очередь, заведующая библиотекой собора Ирина Свиридова подготовила и провела обширную презентацию, благодаря которой присутствующие смогли увидеть фотографии о. Кирилла в разные годы, включая период Великой Отечественной войны. Затем участница клуба Светлана Кудрина прочитала отрывки из воспоминаний об архимандрите Кирилле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Волоколамского Илариона, митрополита Святогорского Арсения и других иерархов и деятелей Русской Православной Церкви. В завершение участница клуба Елена Самойленко проникновенно прочла стихотворение "Святое Евангелие" Татьяны Шарыгиной, посвященное одному из главных эпизодов жизни старца Кирилла.
https://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=18743&gr=50022&city=+%C2%CE%D0%CE%CD%C5%C6%D1%CA%C0%DF+%C5%CF%C0%D0%D5%C8%DF+%95+%CB%E8%F1%EA%E8%ED%F1%EA%EE%E5+%E1%EB%E0%E3%EE%F7%E8%ED%E8%E5+%95+%CB%E8%F1%EA%E8+%95+%F1%EE%E1%EE%F0+%E8%EA%EE%ED%FB+%C1%EE%E6%E8%E5%E9+%CC%E0%F2%E5%F0%E8+%AB%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%F1%EA%E0%FF%BB&s=a
РЛ

"В Югославии наращивает темпы натовская агрессия..."

"Верховное командование югославской армии объявило о начале вывода из автономного края Косово подразделений армии и полицейских сил специального назначения в связи с выполнением задач в отношении Освободительной армии Косово (ОАК) и в соответствии с пожеланиями международного сообщества. Несмотря на то, что это условие было основным требованием НАТО к Югославии, которое сделало бы возможным прекращение или хотя бы приостановку бомбардировок, в Брюсселе инициативу Белграда, пожалуй, уже по привычке, с ходу отвергли, оценив ее как не отвечающую всем требованиям НАТО.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
В Югославии наращивает темпы натовская агрессия. Сейчас уже ни для кого не секрет, что «просчеты» натовских пилотов, которые сначала уничтожили колонну албанских беженцев, потом разбомбили пассажирский экспресс Белград - Салоники, являются преднамеренными действиями, призванными запугать югославский народ и парализовать его волю к сопротивлению.
Особое возмущение мировой общественности вызвала бомбардировка самолетами НАТО здания посольства КНР в Белграде, в результате которой погибли три человека и более десяти были тяжело ранены. Руководство КНР очень серьезно восприняло эту пиратскую акцию. Китай прервал с США всякое сотрудничество в военно-технической и ряде других областей. Особенно важным в этой связи является выход Пекина из режима консультаций с США по проблемам нераспространения ядерного оружия и договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, КНР требует от США тщательного расследования этого акта террора, выплаты компенсаций пострадавшим и их близким, строгого наказания виновных.
В Пекине в эти дни перед зданием американского посольства проходят массовые и во многом стихийные демонстрации протеста. О размахе и характере событий около американского посольства в Пекине свидетельствует тот факт, что полицейские власти Пекина сочли себя не в состоянии гарантировать безопасность персонала американского посольства, в связи с чем его эвакуация отложена.
И в этой обстановке официальный представитель НАТО в Брюсселе Д.Шеа осмелился позволить себе поупражняться в беспримерном цинизме, возложив во время своего брифинга бремя ответственности за гибель в Белграде китайских граждан... на президента Югославии С.Милошевича. Представители НАТО уже неоднократно во время публичных выступлений давали достойные доктора И.Геббельса комментарии к событиям в Югославии, но, как видно, г-н Шеа намного превзошел своего учителя..."
Лобанов А. Мирная инициатива Белграда.//Гудок, 12 мая 1999 г.
портрет

Отклики на Церковно-Народный собор в Никшиче

Митрополит Черногории и Приморский Сербского Патриархата заявил, что Православная Церковь не отступит.
Тысячи людей бросили вызов дождю в прошлую субботу, чтобы принять участие в акции протеста в Никшиче, обвинив правительство Черногории в попытке «украсть» церковную собственность через новый закон о религиозных объединениях.
Патриархат Московский устами главы ОВЦС Митрополита Волоколамского Илариона выразил свое несогласие с законопроектом, подчеркнув, что он представляет угрозу православию в стране. Аналогичная позиция была публично озвучена московским МИДом, призывающим черногорского президента отозвать законопроект.
Также осудил законопроект президент Сербии Вучич.
https://www.orthodoxianewsagency.gr/epikairotita/ekselikseis-stin-orthodoksia-animera-xristougennon-i-iera-synodos-tou-patriarxeiou-mosxas-ti-ginetai-sto-mayrovounio/
портрет

Интервью с Мило Ломпаром (перевод, продолжение): Сербия в состоянии "постмодернистской оккупации".

Начало: https://barjaktarevic.livejournal.com/5518739.html
Заканчивая тему награждения Петера Хандке, Мило Ломпар слегка заспорил с ведущей по поводу балканской ориентации Хандке - ведущая упирала на то, что нобелевский лауреат защищал Югославию, "а не Сербию". Ломпар мягко перевёл разговор на несомненные заслуги Хандке перед сербством - а это отрицание "коллективной вины" сербского народа за распад Югославии и зверства времён войн 1991-1995 годов:"У Хандке есть замечательная интуиция в понимании того, что только сербы защищали Югославию". И здесь необходимо серьёзное аналитическое отступление . Дело в том, что в патриотической среде Сербии и Республики Сербской активно распространяется вброшенная не без участия британских и американских спецов по Балканам идея о том, будто бы "главным врагом" Сербии была Югославия, причём в любом виде - Королевская, коммунистическая, СРЮ С. Милошевича. Таким образом, из истории сербского народа вычёркивается огромный исторический период - с 1918 по 2006 годы, этот период провозглашается эпохой "ненужного самопожертвования". Собственно, если отбросить риторические красивости про "объединение всех сербских земель" как (мифическую) альтернативу Югославии (реальность такова, что все сербские земли были как раз объединены только в рамках Югославии - даже держава Душана Сильного не смогла собрать всех сербов под одной крышей, это удалось сделать впервые Королю Александру Объединителю), то следует отметить, что сторонники теории "Югославия против Сербии", что бы они не думали, волей-неволей льют воду на мельницу брюссельских адептов Белградского пашалыка или, в случае аномальной доброты ЕС-беглербегов, автономии в стиле Милоша Обреновича, микроскопического недогосударства с вражескими гарнизонами в центре каждого крупного города. Другое дело, что кроме сторонников Белградского пашалыка (англо-американцев, которым подыгрывают безвольные французы), есть и сторонники "возрождения Югославии", но со столицей в Загребе (формально) и Брюсселе (реально). Это - знакомые нам миттель-европейцы, югославы с Унтер-ден-Линден и из Хофбургского дворца. Ведь одной из целей Австро-Венгрии и Германии в Первой мiровой войне было создание "Югославской федерации", со столицей, разумеется, в Вене, или, на худой конец, в Загребе - но, ни в коем случае, не в Белграде. Сейчас на уровне структур ЕС верховодят атлантисты левацкого толка, которым больше импонирует идея Белградского пашалыка. Но атлантистам наступают на пятки "правоватые" михели и гансы, миттель-европейцы, которые имеют значительное влияние на политику ЕС "на терену". А опорой миттель-европейцев и в 1914, и в 1941 году были хорваты (как массы, так и политическая элита). Таким образом, "Югославия со столицей в Загребе" - это второй, запасной проект "реконфигурации Балкан" после "окончательного решения сербского вопроса". И доктор Ломпар считает своим долгом предупредить об опасности именно со стороны второго, миттель-европейского проекта, или, как он это формулирует, "хорватизации" сербской культурной жизни (Ломпар упоминает в связи с обсуждением идеи "Миттел-Европы" имена Андрича, Црнянского, Данило Киша). И атлантисты, и миттель-европейцы одинаково желают смерти подлинному, Свято-Саввскому сербству, желают смерти кириллице как "опасному" алфавиту. "Хорватизм" есть внутренний (а отнюдь не внешний!) вопрос сербской цивилизации и культуры, подробно Ломпар пишет об этом в знаменитой, выдержавшей девять изданий книге "Дух самопорицания". "Объединение Германии в 1990 году означало неизбежную смерть тех государств, которые Версаль в 1919 году поставил как плотину для защиты от немецкого влияния; Хандке это понимал и этому противостоял, хорватское и словенское влияние есть продолжение немецкого," - вот конечный вывод М. Ломпара. Ведущая, в примирительном тоне, упомянула о о том, что награда Генрика Ибсена, данная Хандке, была передана австрийским драматургом сербам Великой Хочи.
Возвращаясь к проблеме "хорватизации" сербской культурной жизни, доктор Ломпар отметил, что в официальной Сербии идеологически доминирует т.н. "Другая Сербия" - неокоммунистическая формация ("неокоммунизм" имеется в виду не Слободана Милошевича, с уклоном в патриотизм, а наоборот, Пьяде-Джиласовский (Моше Пьяде и Милована Джиласа), с преследованиями "информбюровцев", т.е. в наше время - сторонников позиции "И Косово, и Россия") . Административный и информационный аппарат Сербии, утверждает Ломпар, сейчас под абсолютным влиянием "Другой Сербии" (сравните - разные проекты Ходорковского и его заигрывания с леваками, при том, что Ходорковского курирует немец, Фрайтаг фон Лорингховен), из-за политики Сербской прогрессивной партии. В Белграде проходил осенью традиционный фестиваль "Бемуз" - на нём исполнялась композиция Рахманинова, пели хор РТС и хорватский хор. Доктор Ломпар задаётся резонным вопросом: "Почему не были приглашены болгарские хоры, вторые по качеству после русских в мире?". И отвечает: "Хорваты как представители ЕС - арбитры в нашей внутренней политике, в том числе и культурной".
Ведущая сообщает, что в Белграде учреждается "Сербская международная академия наук" - новая институция вместо САНУ, поскольку сербские интеллектуалы недовольны пораженческой позицией САНУ и её президента по Космету. Глава САНУ недавно высказался в таком духе, что, дескать, патриотизм недопустим "в моральном смысле". Академик Любомир Симович, в 1989 году бывший одним из ярких защитников позиции Меморандума САНУ - увы, сейчас выступает за сдачу Космета американцам. Вот и ещё одно доказательство доминирования "Другой Сербии" - заместитель градоначальника Белграда обвинил Матию Бечковича в "истерии" и "стремлении вернуть Сербию в средние века", за то, что Бечкович выступает в поддержку территориальной целостности Сербии. Любомир Симович гораздо жёстче критикует руководителей белградского муниципалитета, но его не трогают, он поддерживает пораженческую позицию Прогрессивной партии по Космету и потому "свой".
Доктор Ломпар поясняет, что в 2008 "произошёл тектонический сдвиг в политике - часть Сербской Радикальной партии, популистской национальной партии, перешла на позиции "Либерально-демократической партии"" Чедомира Йовановича (известного среди патриотов Сербии как "Чеда-Дрога" ("Чеда-нарколыга") и "Чеда-Усташа" - А.П.) , назвавшись "Сербской прогрессивной партией". Отсюда - все современные проблемы Сербии.
Касаясь положения сербов в Черногории, доктор Ломпар произнёс несколько тёплых слов поддержки в адрес Митрополита Амфилохия (Радовича), который подвержен психологическому террору в Подгорице и испытывает удары "отравленных идеологических стрел" из Белграда. Ломпар с озабоченностью говорит: "Нынешний режим в Белграде имеет столь же сильное влияние на сербов за границами Сербии, как некогда Милошевич, и это - опасная позиция по той причине, что Запад знает, на какую больную мозоль надавить в Белграде, чтобы воздействовать на всех сербов". Сербам в Черногории осенью 2018 года было запрещено праздновать 100-летие Подгорицкой скупщины, объединившей Черногорию и Сербию. Режим в Белграде не предпринимает никаких серьёзных шагов для защиты сербов Черногории.
В заключении доктор Ломпар призвал помнить, что Сербия находится в состоянии "постмодернистской оккупации", и поступать по велению долга и совести.
А.П.
портрет

Стихи К.Р. в жизни моих предков

Не говори, что к небесам
Твоя молитва не доходна;
Верь, как душистый фимиам,
Она Создателю угодна.
Когда ты молишься, не трать
Излишних слов; но всей душою
Старайся с верой сознавать,
Что слышит Он, что Он с тобою.
Что для Него слова? - О чем,
Счастливый сердцем иль скорбящий,
Ты ни помыслил бы, - о том,
Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей
Горела б только неизменно,
Как пред иконою священной
Лампады теплится елей.
[Великий Князь Константин Константинович Романов].
Выделенный отрывок - стихотворный фрагмент (вписан в поле оборотной стороны от руки), который я обнаружил в 2002 году на старинной открытке у своих родственников Суминых в Воронеже. Другие надписи на открытке: "Всемирный Почтовый Союз, №1301. Покровский монастырь. Собор. Открытки Д. Маркова. Киев, Крещатик, 9, №41" (надпечатка). Карандашная приписка: "Киевъ, Лавра, 3".

https://oldcards.kiev.ua/image_resized/8272_res.jpg-small.jpg
Адресовано Суминой Марии Сергеевне, моей родственнице (1873-1957).
портрет

Монастырь Свв. Царственных Страстотерпцев в Сербии

28 сентября (11 октября) 2019 года в монастырском комплексе в Стрмове (Св. Обитель посвящена Царственным Мученикам - Породици Романових) Владыка Шабацко-Вальевский Лаврентий освятил храм в честь Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Торжество проходило с участием гостей - клирика и мирян - из Санкт-Петербурга.
http://www.spc.rs/sr/osvetshena_crkva_svetog_jovana_shangajskog
портрет

Надгробная эстрада

РИАМО – 18 окт. Ступени столичного Театра эстрады оказались давно утерянным постаментом памятника Бекетовым, в настоящее время обеспечена транспортировка всех частей постамента на территорию Донского монастыря, говорится в сообщении пресс-службы Мосгорнаследия.
На днях в ходе работ по благоустройству территории, прилегающей к Театру эстрады (Берсеньевская набережная, дом 20/2), были обнаружены гранитные блоки, на которых выбиты фамилии и года. Ранее они были ступенями, ведущими в театр.
«Мосгорнаследие подтвердило, что ступени являются фрагментами надмогильного памятника супругам Бекетовым работы Ивана Петровича (Джованни) Витали. Супруги Бекетовы были погребены на кладбище Новоспасского монастыря. В 1927 году скульптурная (верхняя) часть памятника, изображавшая аллегорические фигуры Веры и Надежды, была перенесена в усыпальницу Голицыных (современная церковь архангела Михаила) Донского монастыря. Там он сохранился до наших дней и сейчас является музейным предметом музея имени Щусева», – отмечается в сообщении.
Глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов уточнил, что москвичи вновь проявили неравнодушие в вопросах сохранения культурного наследия.
«Горожане, заметившие на бывших ступенях Театра эстрады старинные надписи, сразу стали писать нам в социальные сети, а также звонить на горячую линию. Сотрудники департамента незамедлительно выехали, чтобы оценить ситуацию», – разъяснил он.
Все фрагменты на хранение сразу забрали специалисты. После их изучения стало понятно, что ступени являются не надгробными плитами, а фрагментами надмогильного памятника полковнику Петру Бекетову и его второй жене Ирине. Этот постамент с 1927 года считался утраченным.
https://riamo.ru/article/388034/ustanovleno-proishozhdenie-nadgrobij-ispolzovannyh-pri-blagoustrojstve-u-teatra-estrady.xl
Я почему-то не удивлён.
У нас в Воронеже из надгробий лестницу сделали на косогоре. Лестницу. Из надгробий. Ну и потом, наш областной центр, кажется, единственный в России с парком, имеющим неофициальное название "Живые и мёртвые". Танцплощадка на месте бывшего кладбища...
Кстати, а кто такой Пётр Бекетов? Полковник, брат видного сановника эпохи Елизаветы Петровны Никиты Бекетова, состоял в родстве с поэтом Дмитриевым. Сын Петра, Платон - библиофил и издатель, в чём-то пытался продолжить дело Н.И. Новикова. Короче говоря, Пётр Бекетов - почтенный человек, офицер, московский гражданин, несомненно заслуживший хотя бы добросовестное отношение к собственной могиле.